материалы

Финтех в Эфиопии. Pro et contra

С точки зрения финтеха страны Африки представляют собой необъятный и очень привлекательный рынок для инновационных финансовых решений. С одной стороны, для большинства африканских стран до сих пор характерны платежи, практически целиком основанные на использовании наличных. Банковскими услугами, как правило, пользуется не более 20–25% населения. В условиях, когда экономика бурно развивается, отсутствие удобной и современной финансовой инфраструктуры становится серьезной проблемой.

С другой стороны, несмотря на очевидную потребность в современных финансовых продуктах, многие африканские страны не очень-то торопятся отказываться от наличных. Почему так происходит? В чем причина популярности наличных платежей в Африке? Рассмотрим это на примере Эфиопии.

Эфиопия на сегодняшний день является одной из самых быстрорастущих экономик мира. С начала XXI века экономика страны стабильно росла в среднем на 10% в год. В 2018 году Эфиопия по размерам экономики опередила Кению, которая многие годы являлась экономическим лидером Восточной Африки. Конечно, учитывая количество населения (а на 2019 год население Эфиопии превышает 110 млн), ВВП на душу населения остается все еще очень низким, хотя и этот показатель также растет довольно быстро.
В условиях бурного развития экономики отсутствие современной финансовой инфраструктуры – серьезная проблема
Немаленькая экономика Эфиопии (GDP 91 млрд долл. США на 2019 год) практически целиком основана на наличных платежах. Банковский сектор представлен только эфиопскими банками. Доля людей, имеющих банковский счет, не превышает 20% населения и сосредоточена в основном в столице и нескольких крупных городах. Огромная масса населения (не только сельские жители и городская беднота, но и средний класс и состоятельные предприниматели) пользуются только наличными.

В 2019 году Эфиопия наконец-то приоткрыла свой рынок для иностранного капитала. Уже есть решение о том, что многолетняя монополия государственной телекоммуникационной компании Ethiotel закончится до конца 2019 года. Предполагается, что в 2020 году иностранцы будут допущены и в банковский сектор. Огромный эфиопский рынок привлекает крупнейшие иностранные компании. За право развивать телекоммуникационные услуги борются Vodafone, Deutsche Telekom, Safaricom. Вероятно, что до конца нынешнего года количество иностранных конкурентов в этой области еще возрастет.

Банки активно формируют альянсы с телекоммуникационными компаниями и готовятся наводнить эфиопский рынок новыми финтех-продуктами. Вопрос заключается в том, готов ли к этому эфиопский потребитель.

Почему эфиопские потребители так любят наличные?
Традиционная культура африканских стран не знает иных платежных средств, кроме наличных. На протяжении двух тысячелетий эфиопское государство использовало различные виды денег: от брусков соли «амоле» до талеров Марии Терезии и имперских долларов, но всегда это были именно наличные деньги.

Современная эфиопская валюта – быр – была введена в обращение относительно недавно, в 1976 году. Пользоваться наличными бырами неудобно. Самая дорогая банкнота 100 быр эквивалентна всего лишь 3 американским долларам. Соответственно, если вы совершаете крупную покупку, например, покупаете машину или квартиру, вам необходимо будет захватить наличные, вес которых составит несколько десятков килограммов. Тем не менее огромные баулы с наличными деньгами – часть повседневной жизни Эфиопии, а также многих стран южнее Сахары.

Из всех африканских стран Эфиопия является, пожалуй, наиболее консервативной. Эфиопы чрезвычайно гордятся своей уникальной культурой, двухтысячелетней историей и особенно тем фактом, что Эфиопия, по сути, единственная африканская страна, которая никогда не было колонизирована европейцами.

Сила культурных традиций помогала Эфиопии много веков выживать во враждебном окружении, но в современном мире она, пожалуй, оказывает плохую услугу. Большинство населения очень подозрительно относится к инновациям. Технический прогресс ассоциируется с чем-то безусловно полезным, но в то же время и опасным, угрожающим национальным устоям.

Помимо традиционализма, который, несомненно, препятствует распространению современных финансовых продуктов, свою роль играет отсутствие информации. Подавляющее большинство населения очень слабо представляет себе, как работают банки, и по этой причине не доверяет им.

Здесь сказывается огромная социальная пропасть, которая характерна для многих стран Африканского континента. Если представители наиболее обеспеченных слоев общества и среднего класса по уровню образования, культуре и бытовым привычкам не сильно отличаются от европейского среднего класса, то сельские жители (а их в Эфиопии более 80%) до сих пор живут в совершенно другом мире. Для эфиопского крестьянина владеть деньгами означает иметь возможность осязать их на физическом уровне. Концепция виртуальных денег, будь то банковский или мобильный счет, доверия у этой категории населения, напротив, не вызывает.

Однако недоверие современным финансовым институтам объясняется не только низким уровнем образования. Проблема и в самой банковской инфраструктуре, которая в Эфиопии отличается очень низким уровнем развития.

Во-первых, банков просто-напросто очень мало. Если в столице отделения банков и банкоматы в последние годы стали более или менее привычной частью городского пейзажа, то за пределами крупных городов их уже не встретишь.

Во-вторых, качество обслуживания в существующих банках оставляет желать лучшего. Для того чтобы совершить какую-нибудь незначительную транзакцию, например, отправить денежный перевод или заплатить за электричество и воду, необходимо отстоять не менее часа в очереди и заполнить несколько бумажных форм. Мало того, в самый последний момент в банке могут отключить интернет. В таком случае на следующий день придется начинать всю операцию заново.

Нестабильный интернет является отдельной головной болью для эфиопских потребителей. Очень часто случается, что сеть зависает именно тогда, когда деньги находятся, так сказать, в процессе перевода. То есть они уже отправлены из банка «А», но еще не поступили на счет банка «Б». В этом случае отправитель вынужден начинать разбирательство с банком. Необходимо заполнить несколько бумажных форм и ждать несколько дней, а то и несколько недель. В конечном счете деньги, конечно, вернутся, но потраченное время и нервы серьезно снижают желание потребителей пользоваться банковскими переводами.

Банкоматы, которых в последние годы становится все больше, казалось бы, должны были в какой-то мере решить проблемы очередей. Но, во-первых, терминалов все еще недостаточно. Во-вторых, банкоматы «зависают» так же часто, как и компьютеры в банках. В-третьих, выпуск банковской карты в Эфиопии занимает от нескольких недель до двух месяцев. Неудивительно, что подавляющая часть эфиопских потребителей предпочитает пользоваться наличными.

Для бизнеса наличные платежи также привлекательнее банковских транзакций. Дело в том, что их гораздо сложнее проконтролировать. Если эфиопский импортер платит своим партнерам в Европе или Америке через банк, сверх суммы платежа он должен заплатить государству 30% Withholding tax за право вывести свободно конвертируемую валюту за пределы Эфиопии.

О Withholding tax стоит поговорить более подробно, поскольку эта комиссия характерна не только для Эфиопии, но и почти для всех стран южнее Сахары. Дело в том, что почти все африканские страны имеют отрицательное сальдо торгового баланса (импортируют больше, чем экспортируют). Очевидно, что в условиях, когда долларов и евро из страны утекает больше, чем поступает, свободно конвертируемая валюта становится объектом пристального внимания государства. Регулирующие органы, заинтересованные в поддержке собственной национальной валюты, всячески препятствуют выводу долларов из страны.

Если вы хотите купить какой-либо товар или услугу за рубежом, вам придется заплатить определенный процент от стоимости сделки государству. Этот процент колеблется от 30% до 15% в зависимости от того, из какой именно африканской страны и в какую осуществляется платеж. В Африке есть только одна страна, которая не имеет Withholding tax, – это Маврикий. Именно поэтому крупные компании, которые имеют множество контрагентов в разных африканских странах, как правило, открывают отделение на Маврикии и проводят все платежи именно через него.

Ну а эфиопские предприниматели предпочитают платить через неформальную, но «освященную веками» систему денежных переводов Hawala. Суть этой системы предельно проста. Вы относите наличные быры агенту Hawala в Аддис-Абебе. Официальный курс быра к американскому доллару – 29 быров за 1 доллар, но агент принимает у вас эфиопскую валюту по 40 быр за доллар. Агент дает вам пароль, который вы сообщаете своим бизнес-партнерам, скажем, в Амстердаме. Ваш партнер в Голландии идет к тамошнему агенту Hawala, называет ему пароль и немедленно получает всю сумму наличными. Вся система работает исключительно на доверии, тем не менее только в Эфиопии ежедневно через нее проходят платежи на десятки миллионов долларов США.

Можно ли как-то переломить ситуацию?
Как мотивировать эфиопских потребителей пользоваться современными платежными инструментами? В ситуации, когда наличные являются основным платежным инструментом, не заинтересован никто, кроме самих потребителей. Государство всячески пытается стимулировать пользование современными финансовыми услугами. Например, с недавних пор все бюджетники (учителя, военные, полиция, госслужащие) получают зарплату на банковскую карту. Таким образом, процент населения, имеющего счет в банке, вырос почти до 30%. Однако этих людей нельзя в полной мере назвать пользователями банковских услуг, поскольку как только зарплата поступает на их счет, они сразу же ее в полном объеме снимают в виде наличных.

Серьезным стимулом отказаться от наличных могут стать коммунальные платежи. Пока что все потребители, для того чтобы заплатить за электричество и воду, вынуждены отстаивать огромные очереди в Ethiopia Commercial Bank (единственная организация, которая имеет право принимать коммунальные платежи). Но правительство в самое ближайшее время собирается открыть этот рынок для сторонних компаний, и многие из них уже готовят мобильные и онлайн-приложения. Тот, кто сможет создать удобную дистанционную систему для оплаты коммунальных платежей, моментально получит миллионы лояльных клиентов.

В Эфиопии постепенно развиваются системы мобильных денег. Помимо нескольких мелких, собственно эфиопских игроков (M-Birr, Hello Cash, Amole, CBE-birr), на этот рынок в ближайшее время собираются выйти такие опытные операторы, как Safaricom и Vodafone. Как показывает пример Кении и многих других африканских стран, мобильные деньги в состоянии произвести настоящую революцию – как в экономике, так и в умах пользователей.

Наконец, может сыграть свою позитивную роль и онлайн-коммерция, а точнее, ее отсутствие. Пока что в Эфиопии онлайн-торговли практически нет. Карты, выпускаемые эфиопскими банками, не принимаются к оплате за пределами Эфиопии. Между тем местные молодые люди прекрасно знают о том, какие качественные и недорогие товары продаются на Amazon, Alibaba и Jumia, и хотят иметь возможность их покупать. Как только эта возможность появится (например, с помощью карты иностранного банка или мобильных денег M-Pesa), они не преминут ей воспользоваться.

Очевидно, что господству наличных денег в Эфиопии рано или поздно придет конец. Однако пройдет еще немало времени, прежде чем эфиопские потребители откажутся от наличных в пользу современных платежных способов. Инертность эфиопского рынка (а также рынков многих других африканских стран) необходимо принимать в расчет всем, кто собирается запускать инновационные финтех-продукты. Несмотря на то, что они объективно нужны, спрос на них, особенно поначалу, может быть не столь очевидным, как это кажется.